|
| |||||||||
ОСОБЕННОСТИ ПАРКОВОЙ АРХИТЕКТУРЫАрхитектура парка, парковый ансамбль строится на синтезе искусства человека и природных условий. Нельзя найти даже две совершенно одинаковые по природным условиям парковые территории; многообразие последних определяет и многообразие архитектурно-планировочных решений. Советский Союз, простирающийся от Балтийского моря до Великого океана, от крайнего севера до безводных песков Кара-Кумов и вечных снегов Памира, охватывает самые различные географические полосы. И природные условия территорий, отводимых под строительство парков, самые различные. Парки строятся и на болотистых тундрах, и в густых лесных массивах, и в степях, и на каменистых взгорьях, и в оврагах, и на плодородных землях субтропиков. Флора нашей страны многочисленна и чрезвычайно разнообразна, она является ведущим стройматериалом в архитектуре парка. Парк Магадана не блещет богатством форм растительного царства, так как тундровый характер местных насаждений в условиях вечной мерзлоты составляет основной фон парка. Парки нашего юга, нашей советской здравницы — Крыма и Кавказского побережья — отличаются пышностью и великолепием зелени. Парки средней полосы Сибири, среднеазиатских республик, южной Украины, Кавказа и других местностей обладают своим собственным и достаточно интересным ассортиментом растительности, вполне достаточным для создания полноценного паркового ансамбля. Не всегда местные особенности природного ландшафта заключаются в формах растительности; нередко природные особенности характеризуются наличием гористого рельефа, больших водных зеркал, реки или моря и т. п. Основная задача архитектуры парка — максимально использовать специфику парковой территории. Однако архитектура парка не должна быть полностью подчинена природной среде. Необходимо вскрыть ииспользовать все художественные возможности, заложенные в природных условиях, учитывая одновременно целевое назначение парка. Архитектурные качества природных условий не статичны, они изменяются и в течение дня и по различным сезонам года; особенно динамичен материал зеленого строительства в процессе своего непрерывного роста. Архитектура парков строится на превращении естественной среды в архитектурную систему. Дорожная сеть, различные парковые сооружения, декоративные устройства, а также и определенные приемы обработки самой природной основы — зелени, воды, рельефа — все эти привносимые человеком «искусственные» элементы парковой архитектуры обогащают и видоизменяют природный облик парковой территории. Мировой опыт паркостроения показывает, что в различные исторические эпохи преобладает или «искусственное» начало в организации природы или же сохранение ее «естества». Каждый исторический период с присущими ему социальной структурой,
идеологией, общим культурным и техническим развитием Парки нашего социалистического государства, относящиеся к новой социальной эпохе, должны найти, а частично уже нашли, новые начала социалистического искусства, которые в сочетании с природой различных республик и краев Советского Союза создадут новый стиль советского парка. Новые элементы советского паркового искусства нужно искать и в новом содержании работы парка, и в методах организации отдыха посетителей, и в общих установках советского искусства. Советский парк — массовый парк, он проводит огромную культурно-воспитательную работу; его посетитель — трудящийся самых различных национальностей. Одновременно с массовым посетителем в советском парке отдыхают и единичные; посетитель хочет отдыхать и среди праздничной, декорированной «искусственной» природы и в обстановке «естественного» паркового пейзажа. Поэтому советские парки могут иметь как территории с регулярной планировкой, так и территории с организованным естественным пейзажем. Решение этих задач осуществляется установлением особых диференцированных по содержанию и архитектуре типов парков, где доминирует или парковый пейзаж (заповедники, лесопарки, зоны отдыха в парках культуры и отдыха) или, наоборот, организованная архитектура, как, например, участки массовой работы в парках культуры и отдыха районного и общегородского значения, выставочные территории, городские скверы и т. п. Это не исключает возможности того, чтобы на территории регулярно организованного парка размещались второстепенные детали — небольшие фрагменты естественного пейзажа или, наоборот, среди естественного пейзажа лесопарка вырастала геометрическая форма какого-нибудь здания, окруженного регулярно разбитой территорией. Естественно, что парковые территории с ярко выраженными природными условиями до известной степени предопределяют характер парка и определенные архитектурно-планировочные приемы. Однако не всегда бывает возможным полностью использовать в композиции парка доминирующие признаки его естественного облика; иногда приходится их частично видоизменять и перестраивать. Серьезную роль в этом отношении играет назначение парка и содержание его работы, определяемые потребностями обслуживаемого им населения. Социалистическое градостроительство, распределяющее парковые территории в единой парковой системе, по единому плану, заранее учитывает потребности населения города в массовых и прогулочных парках. Не меньшее значение, чем природные условия, имеют и национальные особенности каждого района, округа, республики, где создается парк. В нашем многонациональном государстве, где народы Советского Союза живут тесной дружной семьей, эти особенности значительно влияют на архитектуру парка. Каждый народ имеет свою эстетическую культуру, свои обычаи, свои требования к формам отдыха и развлечений, свои национальные празднества и народную героику. Столичный парк в Ленинграде, или парк в колхозе Узбекистана, или в другой советской республике не могут иметь ни стандартного содержания работы, ни одинаковых архитектурно-планировочных приемов декоративного оформления их территорий. Тезис о характере советского искусства: «национальное по форме и социалистическое по содержанию» целиком относится к парковому искусству. Правильное понимание национального начала в архитектуре, правильное преломление его в своих произведениях составляют сейчас главную задачу советского архитектора, работающего над стилем советского искусства, советского парка. В области развития национального искусства народов СССР мы имеем прекрасные достижения. Совершенно закономерно и в парковой архитектуре творческое включение национальных мотивов, так как только в этом случае парки СССР, развивающиеся по всем разнообразным географическим областям нашего Союза, являющиеся местами отдыха граждан СССР различных национальностей, будут отвечать своей архитектурой запросам трудящихся. | ||
| |||||