Начало: компания «Ландшафт-Дизайн»
(ландшафтное строительство, озеленение и
благоустройство территорий)Наши работы: ландшафтный дизайн и
проектирование, озеленение,
благоустройствоУслуги и цены: ландшафтное
проектирование и дизайн, ландшафтные
работы, озеленение и благоустройствоСтатьи: ландшафтный дизайн и ландшафтная
архитектураКонтакты: компания «Ландшафт-Дизайн»
(ландшафтный дизайн и проектирование,
все виды ландшафтных работ)Ссылки: ландшафтные и строительные
Ландшафт-Дизайн - Ландшафтное строительство, озеленение и благоустройство. Разработка стиля участка, ландшафтный дизайн и проектирование. Все виды ландшафтных работ.
Статьи  Архитектура парков СССР
Статья на тему: ландшафтный дизайн,
садово-парковое искусство, озеленение,
благоустройство  

Архитектура парков СССР (1940 год)


предыдущая стр.    1     2     3     4     5     6     7     8     9     10     ...    следующая стр.

Парки культуры и отдыха

Общегородские парки. Большие зеленые массивы общегородских парков занимают ведущее место в планировочной системе города.

В общегородских парках развертывается разнообразная культурно-массовая работа. Эти парки обслуживают население в течение круглого года, соответственно меняя виды деятельности.

Большие территории, занимаемые обычно общегородским парком (несколько сот га), позволяют создавать для него самостоятельную, хотя и увязанную с городом, планировочную композицию, а в архитектуре общегородских парков доминирующее значение имеет парковый пейзаж.

Здесь можно создать широко раскрытые панорамы, далекие видовые перспективы, разнообразную смену парковых мотивов. В парковую архитектуру могут быть включены большие открытые партеры с крупными членениями цветников и газонов, широкие, большой протяженности аллеи, сгруппированные в комплексные здания и крупные ансамбли, парковые сооружения, значительные водоемы различного использования, монументальные массивы зелени, чередующиеся с большими луговыми пространствами.

Все эти элементы, примененные в крупных масштабах, создают основной архитектурный фон общегородского парка.

Районные парки дополняют систему общегородских парков. Небольшие по размерам (в несколько десятков га), они равномерно распределяются по городу, обеспечивая население районов, лишенных крупных зеленых массивов, условиями культурного отдыха.

По характеру своей культурно-массовой работы они аналогичны общегородским, но в отличие от последних они ближе к населению и повседневно обслуживают его. На их территориях, как более доступных населению района, размещаются крупные общественные городские сооружения, работающие круглый год (дворцы культуры, районные театры и т. п.).

Окруженные обычно со всех сторон городскими кварталами, районные парки являются неотъемлемым элементом архитектурного ансамбля района.

Если в архитектуре общегородского парка главное значение имеет природа, парковый пейзаж, то в районных парках природа более искусственна, более насыщена сооружениями. Отсутствие больших зеленых просторов заменяется здесь декоративностью и деталировкой всех элементов архитектурного ансамбля парка.

Все эти архитектурно-планировочные особенности относятся также и к головным участкам общегородских парков, которые обычно включают в определенной своей части функции районных парков для повседневного обслуживания части населения прилегающих районов.

Переходя к обзору реального строительства советских парков культуры и отдыха, остановимся на планировочных особенностях советского парка, на принципах создания парковых ансамблей в условиях различной географической среды, на отдельных фрагментах парковой архитектуры, сооружениях, скульптуре, декоративном оформлении, культуре зеленого строительства и обводнении парковых территорий.

Советский парк — массовый парк; его территория пропускает единовременно тысячи посетителей.

Широкие аллеи с четкими направлениями и ясно ориентированные, просторные площади перед крупными сооружениями, предназначенные для массового обслуживания посетителей, ложатся в основу планировочной структуры парка.

Удачным примером разбивки территории для массовых посетителей является планировка Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве, открытой 1 августа 1939 г. Направление аллей, их ширина, крупный масштаб оформления, простота и лаконизм и, наконец, композиционный прием целого дают верные решения этих задач. Особенно ясно видно это на решении главного входа на выставку, главной аллеи, площади Колхозов и площади Механизации.

Поскольку при решении плана выставки ведущим элементом являются павильоны, то все элементы природы, газоны, цветники, водоемы, посадки подчиняются геометрии сооружений, повторяя и дополняя ее своей живо и фактурой.

Достаточно убедительным выглядит в этом отношении и планировка головной части территории ЦПКиО им. Горького в Москве: грандиозный партер, объединяющий сооружения и устройства массового пользования, широкие распределяющие аллеи. Однако в отличие от Всесоюзной сельскохозяйственной выставки здесь все несколько перегружено, начиная от чрезмерной насыщенности партера высокими, живописно сгруппированными посадками, кончая элементами малых форм.

В добавление к регулярной массовой части парка введены небольшие уголки тихого отдыха с естественным пейзажем, а также присоединен прекрасный массив Нескучного сада, являющийся зоной отдыха ЦПКиО.

Один из первых парков Союза, ЦПКиО, перешел на капитальное строительство; свои сооружения он строит из гранита, железобетона, кирпича. Он имеет интереснейшую, с ярко выраженным парковым характером набережную — Пушкинскую, проходящую у самой воды и решенную в разных уровнях, связанных лестницами, переходами и оформленных скульптурой, гротами и зеленью.

ЦПКиО включил в свой архитектурный ансамбль все виды изобразительных искусств — скульптуру, живопись, мозаику, роспись павильонов и ваз.

Крупные парковые сооружения, которые должны завершить весь архитектурный ансамбль парка, за исключением Зеленого театра, находятся еще в процессе своего осуществления.

К планировкам, разрешающим задачи массового распределения посетителей, относятся и парки Воронежа, Днепропетровска, а также ряд московских парков.

Два московских общегородских парка — парк им. Сталина и парк им. Дзержинского, а частично и Сокольнический — создаются на территориях с прекрасными зелеными массивами. И если партерный тип парка уместен для ЦПКиО, то здесь ведущими архитектурными элементами является сохраняемая растительность.

Мощные дубовые насаждения в парке им. Дзержинского дополняются подчиняющейся им в композиционном отношении архитектурой небольших павильонов и скульптурными изображениями; существующий зеленый фон парка обогащается декоративными групповыми подсадками.

Пейзажный, слегка интимный характер всей планировки оправдывается тем, что этот парк непосредственно связан с Всесоюзной сельскохозяйственной выставкой и является ее зоной отдыха.

Парк им. Сталина отличается своими прекрасными сосновыми насаждениями, превращающими его в лучший зеленый массив Москвы. По размерам своей территории (1180 га) он по сравнению со столичными парками Европы и Америки занимает четвертое место.

Капитальная перестройка леса в парковый массив только началась; в парке еще много временных построек. В основном он будет решен как громадный прогулочный парк, сохраняющий свой естественный облик.

Одним из интереснейших примеров построения паркового ансамбля в особых географических и природных условиях является строительство парка им. Кирова в Баку.

Местные условия — высокий рельеф, сухая каменистая почва без растительного слоя, жаркий, палящий зной или холодный ветер, отсутствие растительности и воды.

Творческое проникновение в существо самой природы и национальные особенности культуры народов Азербайджана, глубокий художественный анализ этих условий, использование местных строительных материалов — создали совершенно своеобразный по архитектуре и планировке тип парка.

Террасирование как основной композиционный прием, сочетание превосходного местного камня с особыми породами южных растений, размещение в разных уровнях аллей с лестницами и переходами, включение в архитектуру парка великолепных видов на расстилающиеся внизу город и море — придают нагорному парку особый колорит, созвучный общему характеру окружающего ландшафта.

Единство творческого замысла, архитектурных приемов, стройматериала, ведущего ассортимента архитектурных элементов характерны для всего паркового ансамбля.

Некоторая жесткость и превалирование камня в архитектуре парка, наблюдаемые сегодня, — явление временное, связанное с первыми годами строительства. Созданные для растительности условия значительно изменят существующую картину в парке, увеличив значение зелени, и сделают нагорный парк им. Кирова интереснейшим парком Советского Союза.

К типам нагорных парков может быть также отнесен парк им. Сталина в Тбилиси, строящийся на горе Давида.

Приемы террасирования, также примененные здесь, интересны более интенсивным включением зелени откосов и посадок, что в условиях более мягкого, чем в Баку, климата весьма уместно.

К числу нагорных, но уже береговых парков должна быть отнесена система парков Киева по Днепру. Здесь в архитектуру парка активно входит мощное водное зеркало. Бескрайные просторы Днепра, живописные, местами поросшие зеленью песчаные отмели противоположного берега, богатые переливы воды — все это постоянно привлекает глаз зрителя. Видовые террасы, спуски, лестницы со строгим геометрическим контуром организуют перед зрителем первый план, тем самым еще более обогащая открывающиеся картины.

Можно назвать еще многие другие парки в нашем Союзе (в Сталинграде, Одессе, Мариуполе, Калинине, парки приморских курортов), где парковые территории непосредственно примыкают к большим рекам и водоемам, и тогда вся композиция ориентируется к воде. Широкие бульвары, богато оформленные набережные, проектирующиеся на фоне воды и открытых пространств, силуэты сооружений и растительных форм составляют отличительную черту архитектуры этих парков.

Совершенно особый архитектурный облик имеет территория парка Магадана, созданного в условиях нашего отдаленного севера. Скудная растительность, длительный зимний сезон значительно ограничивают возможности парковой архитектуры. Еще очень немного сделано в этом парке; природа осталась почти в нетронутом виде.

Обводнение парков, включение в их архитектуру водных зеркал как для определенных видов отдыха (водный спорт, катанье на лодках), так и в чисто декоративных целях все более и более широко начинает проводиться в наших парках.

Парки в г. Орджоникидзе, Смоленске, Алма-Ате, в Намангане, московский парк ЦДКА и многие другие имеют парковые водоемы, чрезвычайно обогащающие пейзаж парка. Пока это еще небольшие пруды, берега их еще недостаточно обработаны зеленью. Можно указать и на пример устройства значительного озера в парке в Ташкенте (1939 г.). Созданное силами общественности и в первую очередь комсомольцами, искусственное озеро чрезвычайно обогатило архитектуру парка, названного даже «парк-озеро».

Не менее интересной формой обводнения является все чаще и полноценнее применяющееся устройство фонтанов. Не говоря уже о московских парках, построены новые фонтаны и в парках Тулы, Ростова-на-Дону, Донбасса. Это только еще первые шаги в этом довольно сложном декоративном искусстве. И следует указать на значительное отставание этой области как в отношении архитектурного качества, так и по технике использования воды.

Зеленое строительство в парках недостаточно привлекает внимание паркостроителей. Каждый парк имеет свой местный ассортимент, но он не всегда его полноценно и архитектурно правильно использует, подчиняясь стандартным приемам рассадки на определенных нормативных расстояниях.

Хвойные насаждения севера, украинские дубравы, пирамидальные тополя Средней Азии, экзотические пальмы и агавы юга, отличающиеся друг от друга своей архитектоникой, должны отличаться и по своему размещению.

Невысоко стоит еще культура формованной зелени и высококачественных газонов, совершенно необходимых при планировках массовых участков парка с геометрически разбитой территорией.

В рисунке и характере цветников еще встречаются избитые приемы дореволюционного садоводства (парк в Николаеве). Опыт строительства ВСХВ и частично ЦПКиО, перешедших на крупные однородные цветочные пятна с уместным применением и орнаментальных цветников, должен помочь изжить эти недостатки.

Архитектурные сооружения в парках культуры и отдыха имеют большое значение.

Обслуживание массового посетителя с различными запросами вызывает создание на парковых территориях большого количества различных массовых сооружений и устройств. Зеленые театры на несколько тысяч человек (зеленый театр в ЦПКиО в Москве рассчитан на 20 000 чел.), стадионы, кино, театральные и выставочные закрытые залы, рестораны и многие другие сооружения вплоть до аттракционов массового пользования (американские горы и др.) совершенно неотъемлемо входят в планировку парка.

Парковое строительство в целом совсем недавно перешло на капитальные сооружения. Поэтому большинство парковых сооружений имеет временный характер, построено из недолговечных материалов и отличается «временной», не всегда доброкачественной архитектурой.

Некоторые сооружения удачно решаются как парковые — с легкой декоративной архитектурой (павильоны ВСХВ в Москве, здание фуникулера в Тбилиси, здание солярия в Бердянске, зеленые театры в парке им. Дзержинского и др.); другие сооружения располагаются в окружении воды, зелени, с соответственно обработанным рельефом (водная станция в парке МВО, ЦДКА, остров танца в ЦПКиО в Москве).

Комплекс основных сооружений каждого парка не всегда еще отличается един ством композиционных приемов; не всегда архитектура сооружения выражает его содержание; еще слишком велико увлечение белыми колоннадами (почти обязательными у каждого входа в парк), не говоря уже об отголосках формализма, эклектики и конструктивизма, встречающихся в их архитектуре.

Пример высококачественных отделочных работ с применением резьбы, росписи, штукатурки в павильонах ВСХВ делает особенно заметным чрезмерную упрощенность архитектуры многих парковых сооружений.

В парке г. Энгельса местное изобретательство создало совершенно неожиданную и ни с чем не связанную «живописную» форму маяка над входом.

Малая форма — вазы, ограждения, фонари, скамейки и пр. — играет не второстепенную роль в архитектурном ансамбле парка. При своей небольшой величине она требует особо тщательного рисунка и отделки и по своим стилистическим признакам должна быть увязана с общей архитектурой.

Мы имеем ряд удачных примеров, не копирующих старые образцы, новых по тематике и средствам изображения (ВСХВ, ЦПКиО). Но в большинстве случаев наши парки изобилуют стандартами, не всегда высокого качества. Парки Тулы, Одессы, Таганрога и Кисловодска, Свердловска и Сталинска, Мариуполя и Макеевки имеют одни и те же элементы оформления вне зависимости от архитектуры парка, его природы, насаждений и общей планировки: одна и та же ваза, к тому же размещаемая без всякого чувства меры; одна и та же скамья, однообразная скульптура, своим нивелирующим стандартом нередко нарушающая архитектурный ансамбль парка.

Скульптура в советских парках имеет значительно большие достижения. Новая советская тематика, говорящая о новом советском человеке, выражающая образы советской действительности, ее достижений и героики, крепко завоевала свое место в парке. И прежде всего — это изображение любимых вождей трудящихся: скульптуры Ленина, Сталина, Кирова, Горького и других великих борцов революции.

Изображения нового советского человека в образах летчиков, парашютистов, неустрашимых бойцов Красной Армии, а также возвеличенная в советском государстве тема материнства, мирного труда, детской радости воплощаются в парковой скульптуре.

Парки культуры и отдыха в нашей стране очень часто сохраняют не только старинные памятники, как, например, ПКиО им. Шевченко в Одессе, но и включают в свои границы новые исторические памятники нашей революции.

Памятники на могилах красноармейцев в парке культуры и отдыха (Дубовый парк) города Фрунзе, памятники погибшим в борьбе с Колчаком в сквере и парке у Дома Ленина в Новосибирске, скульптура революционера в парке культуры и отдыха имени 26 бакинских комиссаров в Тбилиси, памятник борцам революции в киевском парке культуры и отдыха — все это примеры, иллюстрирующие уважение к памяти погибших героев в сердцах трудящихся нашей страны.

Краткий обзор отдельных парков культуры и отдыха раскрывает все же картину этого строительства. За истекшие 10 лет оно находится еще на первом этапе осуществления своих генеральных планов.

Проектные предположения рисуют нам громадный размах этого строительства; парки будут представлять собой крупнейшие архитектурные ансамбли, с грандиозными сооружениями, водоемами, благоустроенной дорожной сетью; в их архитектуру неотъемлемо войдут все виды изобразительных искусств, природа во всей своей красоте и многообразии будет служить основой архитектуры парка.

предыдущая стр.    1     2     3     4     5     6     7     8     9     10     ...    следующая стр.
Начало: компания «Ландшафт-Дизайн»
(ландшафтное строительство, озеленение и
благоустройство территорий)Наши работы: ландшафтный дизайн и
проектирование, озеленение,
благоустройствоУслуги и цены: ландшафтное
проектирование и дизайн, ландшафтные
работы, озеленение и благоустройствоСтатьи: ландшафтный дизайн и ландшафтная
архитектураКонтакты: компания «Ландшафт-Дизайн»
(ландшафтный дизайн и проектирование,
все виды ландшафтных работ)Ссылки: ландшафтные и строительные
Rambler's Top100
Rambler's Top100