Начало: компания «Ландшафт-Дизайн»
(ландшафтное строительство, озеленение и
благоустройство территорий)Наши работы: ландшафтный дизайн и
проектирование, озеленение,
благоустройствоУслуги и цены: ландшафтное
проектирование и дизайн, ландшафтные
работы, озеленение и благоустройствоСтатьи: ландшафтный дизайн и ландшафтная
архитектураКонтакты: компания «Ландшафт-Дизайн»
(ландшафтный дизайн и проектирование,
все виды ландшафтных работ)Ссылки: ландшафтные и строительные
Ландшафт-Дизайн - Ландшафтное строительство, озеленение и благоустройство. Разработка стиля участка, ландшафтный дизайн и проектирование. Все виды ландшафтных работ.
Статьи  Архитектура парков СССР
Статья на тему: ландшафтный дизайн,
садово-парковое искусство, озеленение,
благоустройство  

Архитектура парков СССР (1940 год)


предыдущая стр.    1     2     3     4     5     6     7     8     9     10     ...    следующая стр.

АРХИТЕКТУРА ПАРКОВ СПЕЦИАЛЬНОГО ТИПА

Парковые фонды СССР

Парки прошлого, входящие в состав советских парковых фондов, представляют собой для СССР не только художественно-историческую ценность, но и раскрывают на конкретных примерах архитектурное мастерство в разрешении задач, поставленных временем и определенной социальной обстановкой.

Большинство из них относится к середине и концу XVIII и началу XIX в. — эпохе наибольшего расцвета паркостроения в России; позднейшие образцы парков должны быть отнесены к эпохе деградации паркового искусства.

Старое русское паркостроительство, ориентировавшееся на западно-европейские образцы, отразило на себе в той же последовательности господствовавшие там стилевые направления в архитектуре и искусстве.

Послужившие началом паркостроения в России в XVIII в. регулярные «французские» парки со строгими осевыми композициями, геометрической разбивкой плана и искусственной природой постепенно сменяются в конце XVIII столетия новым стилем «пейзажного» парка, строящим свою архитектуру на использовании естественной красоты природы путем подражания ей или путем введения в нее незначительных коррективов.

Но и в пределах последнего стиля пейзажный парк переживает разные изменения, причем его эволюция идет от романтического толкования природы к ее реалистическому изображению.

Середина и конец XIX в. характеризуются усилением дендрологического начала в архитектуре парка, выдвинувшим на первый план чистое садовое искусство выращивания самых разнообразных растений и вытеснившим архитектуру сооружений.

Заимствованные, но переработанные на русской почве стилевые направления приобрели в русских парках свой особый национальный колорит, обусловленный как характером русской природы, так и национальной культурой мастеров-паркостроителей.

Не вдаваясь в их архитектурный анализ, интересно указать на отдельные характерные композиционные приемы и решения в наиболее художественно ценных исторических парках в свете задач современного советского паркостроения.

Первые русские парки — регулярные — строят свою архитектуру на подчинении природы воле человека, придающей ей иногда несвойственные ее сущности формы.

На ничем непримечательных территориях создаются роскошные парковые ансамбли с декоративными каналами, фонтанами, стриженой зеленью, вычурными цветниками и обилием архитектурных сооружений. Все здесь подчиняется художественно-декоративному замыслу художника.

Зелень высаживается строгими рядами, ее природные очертания изменяются искусственной стрижкой; вода обрамляется четкой линией камня или, приведенная в движение, бьет фонтанами самой причудливой формы.

Разности рельефа отграничиваются четкими террасами с подпорными стенками и лестницами.

Весь парковый пейзаж подчинен архитектуре сооружений — как главному дворцу, так и второстепенным павильонам; все внимание обращено на обработку поверхности земли, на рисунок дорожек, газонов, цветников и т. д.

Их геометрическая разбивка с широкими прямолинейными аллеями, большими открытыми площадями, украшенными скульптурой и партерными цветниками, соответствует их назначению — служить местом проведения больших празднеств и увеселений.

При общих стилевых особенностях каждый парк имеет и свои отличия. Петергофский парк, созданный «на берегу пустынных волн» Финского залива, с великолепной архитектурой сооружений, построенных первоклассными мастерами, является ценнейшим образцом мирового паркостроения.

Весь парковый ансамбль, скомпонованный с широким размахом, ориентирован на лежащее внизу море, включающееся в архитектуру парка.

С совершенно исключительным богатством и разнообразием представлено в Петергофском парке фонтанное искусство, где декоративные свойства воды показаны и в виде высоко бьющих фонтанов самых различных очертаний, и в виде стремительно падающих водяных каскадов, и в виде шуточных аттракционов.

Парковая скульптура, подчиненная единой теме, отмечающей «превеликую викторию» (победа Петра I над шведами), помогает раскрывать внутреннее содержание и образ парка.

Более скромная Кусковская усадьба (под Москвой) с французским парком, построенным в подражание столичным образцам, значительно проще и интимнее, но зато более цельно отражает стилевое единство регулярных парков. Историко-художественная ценность Кусковского парка заключается в том, что он и все сооружения в нем являются произведением искусства крепостных художников-архитекторов, вложивших в него свое самобытное, богатое по выдумке и декоративной насыщенности мастерство.

Парк «Архангельское» под Москвой интересен своим уникальным решением партера в виде единого зеленого ковра с открывающимся через него далеким видом. Его архитектура сдержанна и лаконична, декоративность и живописность барокко заменена в нем строгой закономерностью классики.

Прием обработки рельефа четкими террасами, богато оформленными белым камнем и скульптурой (прием, скорее свойственный итальянским садам), является отличительной чертой этого парка, обогащающей опыт строительства регулярных парков в России 20-х годов XIX в.

Из числа последних можно назвать еще Останкинский парк при дворце (ныне Пушкинское), тоже произведение крепостного архитектора, парк Детского села (в своей первой части), Головинский парк в Лефортове (Москва) — ныне парк МВО, парк Разумовского — ныне Тимирязевский парк (Москва), парк в имении семьи декабриста Чернышева в Яропольце и многие другие, по-своему разрешенные парковые ансамбли.

Вторая группа парков — пейзажных — показывает архитектуру и планировку, построенную на художественном использовании природной обстановки, сохраняя ее естественные качества.

Здесь уже нет геометрии регулярных парков.

Свободно растущая зелень, художественно сгруппированная, чередующаяся полянами и лужайками, спокойные глади озер с естественными очертаниями берегов или резво бегущие реки и ручейки, незаметно спланированные всхолмления, кое-где мелькающие небольшие сооружения составляют сущность архитектурного решения этих парков.

Разнообразная смена парковых пейзажей, искусно построенная система видовых точек то по берегам водоемов, как в Гатчинском парке, то используя разности рельефа, как в Умани или Павловске, помогают раскрывать художественные качества безыскусственной природы и организуют движение зрителя.

Ранние пейзажные парки, относящиеся к периоду романтического понимания природы, лучше всего представлены на примерах Уманского парка (УССР) и частично Царицынского (Москва).

В Уманском парке имени III Интернационала (б. Софиевка) создан богатый, эмоциональный образ романтического парка, насыщенный древними сказаниями и легендами, рождающийся в обстановке дикого леса, каменных нагромождений, стремительно падающей воды.

Природные условия самой территории — облесенный овраг с выходящими на поверхность земли гранитными пластами — подсказали это решение.

Искусство использования естественного камня как декоративного элемента в архитектуре парка, богатство и разнообразие гидротехнических устройств, начиная от мощного водопада, кончая подземными реками и родниками с оригинальными звуковыми эффектами, — чрезвычайно богато представлены в этом парке.

Парк «Царицыно» сохранил отголоски романтизма в причудливой архитектуре своих зданий, где время, наложившее печать разрушения, еще более усугубило первоначально задуманный образ.

Богатое сочетание узорчатого белого камня и красного кирпича, самобытность архитектурных контуров вносят в эти творения великого мастера отзвуки национальной архитектуры, что является особо ценным в художественном ансамбле парка.

Знаменитый Павловский парк под Ленинградом (г. Слуцк) является лучшим произведением пейзажного стиля в парковом искусстве России.

Работавшие над ним большие художники и архитекторы сумели обогатить суровую и бедную природу севера, не нарушая ее своеобразия.

Включение реки как композиционной оси, по которой развертываются разнообраз ные парковые ландшафты, искусство создания паркового ансамбля средствами чистой зелени, мастерски сгруппированной и подобранной по своим разновидностям, обусло вили художественные качества архитектуры этого парка.

Все сооружения не противопоставлены, а тонко вписаны в парковый пейзаж, всегда в сопровождении окружающей природы, рельефа, зелени, воды.

Парк «Кузьминки» (Москва) также строит свою архитектуру на местных условиях. Его интимные лирические пейзажи, созданные рукой большого мастера, показывают без всякой излишней декоративности скромную природу средней полосы с тихими прудами, березовыми перелесками и хвойными рощами.

Единый стиль сооружений (ампир Жилярди) еще более подчеркивает строгость и красоту всего решения.

Другой пейзажный парк «Олександрия» у г. Белая церковь (УССР) характерен использованием в архитектуре парка украинского ландшафта с вековыми дубравами и солнечными лужайками.

Особое место в исторических парках занимает парк г. Детское село, где сочетаются принципы пейзажной и регулярной разбивки территории.

Парк Детского села послужил примером для подражания в приемах размещения в парках сооружений, отмечающих государственные, общественные и личные события, как, например, Чесменская колонна, турецкие мечети, китайские деревни и т. п., вплоть до могил собачек и любимых лошадей, — все это вошло в практику строительства помещичьих парков старой России в период «просвещенного абсолютизма».

Позднейшие пейзажные парки, как Тростянец, Веселобоковенковский (УССР) и др., следует рассматривать только как образцы «дендрологического» мастерства, в парковый ансамбль которых не включена обязательная все же архитектура зданий. Даже краткий перечень отдельных художественных качеств старых русских парков показывает, что при всем их отличии от современности многое в их архитектуре и планировке не потеряло ценности и может быть перенесено и переработано в советском парковом строительстве.

Искусство обогащения природной среды, использование декоративных свойств воды, естественного камня, приемы обработки рельефа, размещения зелени, включения архитектуры зданий в парковый пейзаж, целый ряд решений отдельных деталей и, наконец, создание средствами природы художественно-эмоционального образа — все эти задачи стоят перед советскими паркостроителями и ждут своего разрешения в образах советской архитектуры.

предыдущая стр.    1     2     3     4     5     6     7     8     9     10     ...    следующая стр.
Начало: компания «Ландшафт-Дизайн»
(ландшафтное строительство, озеленение и
благоустройство территорий)Наши работы: ландшафтный дизайн и
проектирование, озеленение,
благоустройствоУслуги и цены: ландшафтное
проектирование и дизайн, ландшафтные
работы, озеленение и благоустройствоСтатьи: ландшафтный дизайн и ландшафтная
архитектураКонтакты: компания «Ландшафт-Дизайн»
(ландшафтный дизайн и проектирование,
все виды ландшафтных работ)Ссылки: ландшафтные и строительные