Начало: компания «Ландшафт-Дизайн»
(ландшафтное строительство, озеленение и
благоустройство территорий)Наши работы: ландшафтный дизайн и
проектирование, озеленение,
благоустройствоУслуги и цены: ландшафтное
проектирование и дизайн, ландшафтные
работы, озеленение и благоустройствоСтатьи: ландшафтный дизайн и ландшафтная
архитектураКонтакты: компания «Ландшафт-Дизайн»
(ландшафтный дизайн и проектирование,
все виды ландшафтных работ)Ссылки: ландшафтные и строительные
Ландшафт-Дизайн - Ландшафтное строительство, озеленение и благоустройство. Разработка стиля участка, ландшафтный дизайн и проектирование. Все виды ландшафтных работ.
Статьи  Генеральный план реконструкции Москвы
Статья на тему: ландшафтный дизайн,
садово-парковое искусство, озеленение,
благоустройство  

Генеральный план реконструкции города Москвы, 1935 год


предыдущая стр.    1     2     3     4     5     6     7    следующая стр.

Основы реконструкции города Москвы

1. Согласно решению июньского пленума ЦК ВКП(б) о нецелесообразности концентрации большого количества предприятий в ныне сложившихся городских центрах и прекращении строительства новых промышленных предприятий в Москве и Ленинграде, в Москве, как правило, не будут сооружаться новые предприятия, кроме непосредственно обслуживающих городские нужды (хлебозаводы, холодильники и т. д.).

Дальнейшая реконструкция промышленных предприятий будет проводиться на основе максимальной механизации трудоемких процессов, электрификации и автоматизации.

Некоторые предприятия должны в перспективе постепенно выводиться из Москвы. Сюда относятся в первую очередь предприятия вредные в санитарно-гигиеническом отношении для окружающего населения (главным образом химические) или опасные в пожарном отношении, а также отдельные, большей частью мелкие, не представляющие большой технической ценности предприятия, расположенные на трассе новых и расширяемых магистралей и набережных. Вывод этих предприятий улучшит санитарное состояние города.

2. Установка на прекращение нового промышленного строительства в Москве определяет перспективы роста населения города. План исходит из численности населения города примерно в 5 млн. человек.

В соответствии с указаниями июньского пленума ЦК ВКП(б) 1931 г., что «при планировке Москвы, как социалистического города, в противоположность капиталистическим городам, не должна допускаться чрезмерная концентрация на небольших участках больших массивов населения: предприятий, школ, больниц, театров, клубов, магазинов, столовых и т. д.», план предусматривает снижение чрезмерной плотности заселения в пределах Садового кольца и в юго-восточном промышленном районе, достигающей на отдельных участках 1 тыс. человек на 1 га жилого квартала, с доведением плотности в перспективе до 400 человек на 1 га. В отдельных, наиболее удобных и ценных для жилых зданий районах (например на набережных) плотность заселения может быть допущена до 500 человек на 1 га. При этом должна быть создана такая система расселения, которая при наилучших санитарных условиях обеспечивала бы населению удобную связь жилья с местом работы, хозяйственно-бытовыми и культурными учреждениями города.

План расселения по территории города исходит из задачи систематического увеличения жилой площади на каждого жителя Москвы по мере хода жилстроительства и создания благоприятных жилищных условий.

3. План предусматривает в перспективе постепенное расширение территории города с 28,5 тыс. га в 1934 г. до 60 тыс. га за счет присоединения следующих районов: новый юго-западный район за Ленинскими горами от Ленино (бывш. Царицыно) до Кунцево площадью около 16 тыс.  га, Измайловская группа — около 2 445 га, Перово-кусковская группа — около 2,4 тыс. га, Текстильщики — около 2,7 тыс. га, Люблино — 1 635 га, Новинки—Ногатино — 815 га, Тушино—Захарково—Ховрино— Лихоборы — около 3,1 тыс. га, Терехово—Мневники—Хорошево—Щукино — 1 700 га и других участков, уже в настоящее время или в ближайшем будущем осваиваемых городом. Всего в перспективе должно быть присоединено к г. Москве 31,5 тыс. га.

Вся эта территория резервируется за г. Москвой с установлением таких же правил отвода участков для застройки, как и в г. Москве, с определением плана застройки по линии намечаемых магистралей и с подчинением Моссовету в административном порядке населенных пунктов на данной территории. Постепенно, из года в год, по мере освоения этой территории застройкой, сооружениями, канализацией, водопроводом и т. д., эта территория должна включаться в черту города.

4. В основу планировки территории г. Москвы кладется следующее. Во-первых, коренная перепланировка, реконструкция и упорядочение исторически сложившейся радиально-кольцевой системы существующих магистралей путем расширения и выпрямления улиц, с установлением на существующих магистралях ширины улиц не менее 30—40 м.

Во-вторых, реконструкция набережных Москва-реки, которые вместе с Ленинскими горами становятся новым центром г. Москвы, с застройкой их архитектурно оформленными сооружениями.

В-третьих, планомерная застройка новой юго-западной территории за Ленинскими горами — самой высокой и живописной части московской территории, на которой может быть расселено до 1,5 млн. человек. В-четвертых, реконструкция центра и площадей города. Проводится новый проспект, идущий прямой широкой улицей от площади Дзержинского к Дворцу советов и далее в Лужники и эстакадой через Москва-реку на Ленинские горы, в новый юго-западный район.

5. Набережные Москва-реки, обводняемой в результате строительства канала Волга—Москва, отводятся целиком под новое жилищное и общественное строительство. Ее берега облицовываются гранитом, устраиваются сходы, пассажирские пристани, строятся новые и реконструируются старые мосты, которые включаются в архитектурный ансамбль набережных. Набережные реки Яузы, представляющей собой в настоящее время запущенную сточную канаву, превращающуюся в чистую реку, застраиваются подобным же образом.

6. Расширяются, спрямляются и озеленяются следующие радиальные магистрали, превращаемые в пересекающие город три диаметра: 1) Измайлово—Стромынка—Сокольники— Русаковская—Комсомольская площадь—Новокировская—новый проспект—Лужники—юго-западный район; 2) Ленинградское шоссе—улица Горького—центральное полукольцо—Солянка—новая магистраль завода им. Сталина—южный порт; 3) Останкинский парк—площадь Коммуны— Рождественка—Китай-город—Большая и Малая Ордынки—Серпуховское шоссе.

Заканчивается реконструкцией Камер-Коллежское кольцо и проводится новое парковое кольцо, соединяющее основные парковые массивы.

Кроме реконструкции радиальных и кольцевых магистралей, прокладывается четыре новых поперечных прямых магистрали, связывающие отдельные районы и разгружающие центр от транзитных потоков: 1) Комсомольская площадь—площадь МББ вокзала; 2) Комсомольская площадь— Абельмановская застава; 3) площадь МББ вокзала—площадь Киевского вокзала; 4) Шелепиха—Замоскворечье—Пролетарский район.

7. Основной рост города намечается в направлении на юго-запад, где вдоль Москва-реки за Ленинскими горами, от Кунцево до Ленино (бывш. Царицыно), намечено расселить до 1,5 млн. человек. Этот район будет органически и неразрывно связан с нынешней территорией Москвы — новым проспектом, Можайским, Калужским, Серпуховским шоссе и проездом Бережковской набережной.

8. В соответствии с задачей всестороннего обслуживания культурно-бытовых потребностей пятимиллионного населения социалистической столицы, наряду с жилищным строительством, уделяется особое внимание строительству разветвленной сети культурно-бытовых учреждений.

9. В архитектурном оформлении города — общественных и жилых зданий, площадей, набережных, улиц, парков — должны быть использованы лучшие образцы классической и новой архитектуры, а также все достижения современной архитектурно-строительной техники. При этом особо выделяется строительство монументальных зданий, определяющих облик города как столицы пролетарской революции и поэтому требующих особенно высокого уровня художественной культуры в отношении их архитектурного оформления и размещения в общегородском ансамбле. Сюда относятся: Дворец советов, Дом промышленности, здания районных советов, театр Красной армии, театр им. Мейерхольда, театр им. МОСПС, Ленинская библиотека, Академия наук, Институт Маркса—Энгельса—Ленина, Всесоюзный институт экспериментальной медицины, Архитектурная академия, Дом книги, Дом ТАСС, школы, вокзалы, гостиницы, районные универмаги, Измайловский стадион и др.

План предусматривает сооружение на площадях, скверах, на набережных и в парках памятников выдающимся революционерам всех веков и народов, гигантам науки, техники, искусства, борцам за освобождение человечества от угнетения как общественным строем, так и стихиями природы.

10. Одним из важнейших элементов территориальной планировки Москвы является озеленение города.

В связи с громадным значением зеленых насаждений для санитарно-гигиенических условий жизни и отдыха трудящихся и архитектурного оформления города перспективный план намечает значительный рост зеленых площадей в Москве.

В городской черте образуются из существующих зеленых массивов, путем их расширения, реконструкции и обводнения, следующие общегородские парки:

  1. Измайловский парк им. Сталина — 1 956 га,
  2. Центральный парк им. Горького, с включением Ленинских гор, расширяемых на новую юго-западную территорию и долину реки Сетунь, и Лужники — около 3 200 га,
  3. Сокольнический парк — 952 га,
  4. Краснопресненский парк — 81 га,
  5. Фили-Кунцевский парк — 1 198 га,
  6. Химкинский парк — 133 га,
  7. Тимирязевский парк — 143 га существующего парка и 246 га нового,
  8. Лихоборский — 510 га,
  9. Останкинский — 373 га и примыкающий к нему новый зоопарк — 253 га,
  10. Кусковский — 578 га,
  11. Кузьминский — 676 га, Ленино-Коломенское — 1 740 га.

Кроме того ряд крупных парков намечено разбить на новой юго-западной территории города, с включением озелененных оврагов, водоемов и т. п. (Зюзино, Теплый Стан и др.).

Для осуществления озеленения города намечено организовать вокруг города широкую сеть питомников и оранжерей.

11. Совершенно изменит весь облик Москвы осуществление намеченного в перспективе грандиозного плана обводнения города.

Заканчиваемое в ближайшие годы строительство канала Волга—Москва, одновременно разрешающего вопросы водоснабжения, обводнения и судоходства, позволяет наметить сооружение ряда каналов и водохранилищ, образующих вокруг Москвы два больших водных кольца, спрямляющих извилины Москва-реки, позволяющих реконструировать реку Яузу и открывающих возможность использовать значительные водные поверхности для судоходства, спорта и отдыха трудящихся.

Предусмотрено сооружение:

  • Химкинского водохранилища в северо-западной части города вдоль Ленинградского шоссе от села Химки до села Никольское;
  • Хорошевского канала, спрямляющего Москва-реку у Хорошевского Серебряного Бора;
  • Андреевского и Дорогомиловского каналов, спрямляющих Москва-реку у Дорогомиловской луки и в Замоскворечьи;
  • Карамышевского спрямления;
  • канала от Химкинского водохранилища до реки Яузы, проходящего по северным районам города (через Тимирязево—Останкино). Одновременно предусмотрено реконструировать реку Яузу, проходящую по территории города на протяжении 10 км и представляющую в настоящее время открытую сточную канаву глубиной в 10—40 см, где количество сточной жидкости в 6 раз превышает количество проточной воды. В результате обводнения из Химкинского водохранилища и прекращения спуска сточных вод река Яуза превратится в чистую реку, проходящую через цепь парков и доступную для мелких речных катеров.

На восточном берегу Химкинского водохранилища намечено устроить северный порт, а в районе Кожухова — южный порт.

Система канала Волга—Москва будет также широко использована для создания обширных водных бассейнов в районах пригородных парков и превращения их в районы отдыха для трудящихся Москвы.

12. Наряду с жилищным и культурно-бытовым строительством важнейшей задачей перестройки Москвы является реконструкция городского транспорта.

Наряду с метрополитеном дальнейшее развитие должен получить трамвай, являющийся важнейшим видом городского транспорта. На ближайшее десятилетие трамвайную сеть Москвы намечается увеличить с имеющихся 440 км еще на 400 км, а парк трамвайных вагонов в ближайшие три года — до 2 650 вагонов при одновременной технической реконструкции вагонов и путей. С развитием линии метро, автобусного и троллейбусного движения трамвайные линии переносятся с перегруженных центральных магистралей на периферию города.

В ближайшее трехлетие намечается довести парк троллейбусов с 50 до 1 тыс. машин, автобусов — с 422 до 1 500 машин и такси до 2 500 машин.

Громадное развитие должны получить в Москве в перспективе легковой автотранспорт и соответствующее этому росту гаражестроение.

13. В связи с развитием автотранспорта и задачами дальнейшего оздоровления города в схеме планировки намечена большая программа замощения города, предусматривающая на ближайшие 10 лет полное покрытие асфальтом всех улиц и площадей города.

14. Большое значение в планировке Москвы имеет реконструкция Московского железнодорожного узла. Современный железнодорожный узел Москвы имеет ряд крупнейших недостатков. Сложность и запутанность узла с его соединительными ветками, девятью тупиковыми вокзалами, сортировочными и техническими станциями, расположенными в черте города, привели к исключительной загруженности территории города железнодорожными путями.

В связи с этим необходима реконструкция узла, осуществление которой, обеспечило бы:

а) сокращение площадей города, занятых теперь железнодорожными путями, сортировочными и техническими станциями, прирельсовыми складами и т. п.;
б) разгрузку узла от транзитных потоков;
в) полную электрификацию всего движения в узле, в первую очередь пригородного;
г) сокращение количества и роли тупиковых вокзалов путем соединения сходящихся к Москве линий железных дорог тоннелями. Ближайшим мероприятием в этом направлении должно быть перенесение в тоннель Октябрьско-курского диаметра.

15. Для превращения Москвы в образцовый город необходимо вместе с развертыванием жилищного строительства и реконструкцией городского транспорта полностью обеспечить потребности населения в области освещения, водоснабжения, канализации, отопления и т. д.

Важнейшей задачей всего дела реконструкции городского хозяйства Москвы являются всемерное развитие электроснабжения, теплофикация и газификация города на основе использования местных топлив.

16. В области водоснабжения Москвы перспективный план намечает завершить реконструкцию московского водопровода, с тем чтобы к 1945 г. повысить общую подачу воды в город до 180 млн. ведер воды в сутки, т. е. увеличить почти в 4 раза.

17. В соответствии с ростом водоснабжения города коренной реконструкции подлежит московская канализация, отставание которой должно быть ликвидировано в ближайшие годы, особенно в связи с предстоящим приемом волжской воды. Мощность очистки за десятилетие должна увеличиться до 100 млн. ведер в сутки.

Наряду с канализацией должна быть по существу заново создана система водостоков.

18. В целях упорядочения подземного хозяйства города намечается строительство подземных коллекторов для укладки в них различных подземных устройств (электрической, телефонной и телеграфной кабельной сети, водопроводных и газовых труб и т. п.).

предыдущая стр.    1     2     3     4     5     6     7    следующая стр.
Начало: компания «Ландшафт-Дизайн»
(ландшафтное строительство, озеленение и
благоустройство территорий)Наши работы: ландшафтный дизайн и
проектирование, озеленение,
благоустройствоУслуги и цены: ландшафтное
проектирование и дизайн, ландшафтные
работы, озеленение и благоустройствоСтатьи: ландшафтный дизайн и ландшафтная
архитектураКонтакты: компания «Ландшафт-Дизайн»
(ландшафтный дизайн и проектирование,
все виды ландшафтных работ)Ссылки: ландшафтные и строительные
Rambler's Top100
Rambler's Top100