|
Сравнение парков Ля Виллетт и Бютт-Шомон
В статье профессора Гарвардского Университета Элизабет К. Мейер
«Общественный парк как авангард ландшафтной архитектуры»,
опубликованной в журнале «Landscape Journal» вскоре после
завершения конкурса, проводится критический анализ проектов двух парков
(Бютт-Шомон при Наполеоне III и Ля Виллетт при Франсуа Миттеране)
с позиций историка ландшафтной архитектуры.
Оба парка не случайно были размещены правительством Франции
на окраинах Парижа. Преследовались совершенно определенные социальные и
политические цели. Оба парка были задуманы в связи с проведением
Всемирных выставок, и в обоих случаях городской парк становился показателем
правительственных программ общественных работ в Париже по освоению и
преобразованию испорченных промышленностью ландшафтов.
По словам А. Альфанда, автора проекта парка Бютт-Шомон, этот парк во
многом отличался от романтических парков того времени, несмотря
на обилие гротов, павильонов и видовых точек. “Его роль состояла в том, чтобы переделать природу, урбанизировать ее
путем экстремального подчеркивания природных мотивов, сделать ее удобной
в городской среде, изменить ее с помощью техники”. Четыре искусственных холма, сооруженные из каменных масс, вынутых из карьеров,
стали основой для обособленной прогулочной системы с множеством видовых
точек, дающих возможность обозреть панораму Парижа. Холмы окружают пруд, образуя
пещеры с искусственными сталактитами и водопадом и выявляя геологическую
структуру места, его естественную и культурную историю. Остров венчает храм
Сивиллы, подобный такому же в Риме, но парк перерезает железнодорожный
тоннель, отвечающий современной ему технологии. “При всей изобретательности и новизне исполнения, – отмечает Мейер, – парк нельзя считать преобразованной для рекреации природой и следует отнести
к раннему периоду стиля модерн, в то время как парк La Villette,
отвергая разработанную Олмстедом в ХIХ веке концепцию парка и заменяя ее
новой моделью, отвергает и композицию, и все традиции ландшафтного
проектирования”.
В соответствии с утверждением самого Б. Чуми, “парк ХХI столетия не может быть отделен от города и поэтому
не должен основываться на привычной «нормативной» модели
парка… Новая модель парка должна соответствовать новой технологии и
культуре современной жизни. Парк La Villette может выглядеть
по отношению к природе как противоположность концепции парка ХIХ века,
основанного на биологических или физических законах с технологически
сформированной концепцией окружающей среды”.
Новый парк Парижа по проекту Чуми представляет собой постмодернистское толкование городского парка. Именно это, по мнению Э. Мейер и большинства критиков, позволяет
причислить оба этих парка – каждый для своего времени – к авангарду ландшафтной архитектуры.
| |