|
Концепция парка – победителя конкурса
В чем же состояла концепция Б. Чуми, неожиданная и, как отмечали многие
профессиональные журналы, даже сенсационная? Зарубежные критики назвали ее еще и
«революционной», поскольку она полностью отходит от признанных
стереотипов парка – и от созерцательного, «эстетического»
парка отдыха, воспроизводящего природную среду, и от «пассивного»
зрелищного парка типа Диснейленда. Частично она была заложена, в самой
программе конкурса: «Парк должен обеспечить не только зрелища, развлечения, активный
отдых, – он должен предоставить возможность для обучения и культурного
развития огромного количества людей». Иными словами, речь шла о парке, который, как нетрудно заметить,
напоминает нам знакомую модель советского парка культуры и отдыха тридцатых
годов ХХ века. В основе такой новой для Запада трактовки парка лежат
безусловно новые требования горожан к рекреации. Во всех слоях населения
растет интерес к культуре своего народа, как следствие повышения
образовательного и культурного уровня; при этом не снижается и интерес
к развлечениям, но имеющим уже познавательный характер, –
к активному участию в зрелищах, в «путешествиях
с приключениями», увеличивается потребность в общении
с природой.
Все эти требования и воплотились в проекте нового городского парка, включая
и «сверхзадачу»: проект должен был учитывать возможность пока еще
непредвиденных трансформаций парка в будущем. В первую очередь ему
предстояло стать местом грандиозного празднования национального торжества
Франции и размещения Международной выставки ЭКСПО-89. Впоследствии же ему отводилась роль ярмарок, музыкальных и научных
форумов и одновременно – роль постоянно действующего городского парка,
необходимого жителям растущих рядом новых жилых комплексов.
| |